Содержание:

Внедорожные мотоциклы (off‑road bikes) созданы для езды вне дорог – по лесным тропам, полям, песку, грязи. У таких байков увеличенный клиренс, длинноходная подвеска, высокое сиденье и узкий профиль, а также лёгкий вес и мощный мотор, что обеспечивает высокую проходимость на бездорожье. Чаще всего они имеют «грубый» протекторный рисунок шин для сцепления с рыхлой поверхностью. В общем, внедорожник легко преодолевает неровности, но на шоссе бездорожья они ехать не могут (так как у большинства нет оптики и не допускаются к дорогам общего пользования).

Кроссовые мотоциклы

Кроссовые байки предназначены исключительно для гонок по специально подготовленным трассам. У них усиленные рама и подвеска, очень лёгкая конструкция и мощный мотор под максимальные обороты. Кроссовики не имеют фар, зеркал, сигналов и других устройств для дорог – это гоночный спортивный инвентарь. Они требуют высокой квалификации от гонщика: такой мотоцикл идеально подходит для любителей экстремальной езды по бездорожью, но не годится для новичков или повседневной эксплуатации.

Эндуро

Эндуро – это класс внедорожников для длительных поездок по пересечённой местности. Внешне эндуро напоминает кроссовый мотоцикл, но отличается «гражданской» комплектацией: у него есть фары, глушитель, спидометр и даже номерной знак. Двигатель эндуро рассчитан на тягу на низких и средних оборотах (в отличие от «взрывного» кросса), а подвеска смягчена для комфортной езды по ухабам. Благодаря этим особенностям эндуро легко проходит длинные дистанции по бездорожью и даже может выезжать на просёлок или лёгкое шоссе.

Ранее мы уже рассказывали о эндуро и его подвидах – можете узнать об этом в этой статье.

Питбайки

Питбайк – это уменьшенная версия кроссового мотоцикла. Обычно у него маленькие колёса (12–14 дюймов) и мотор объёмом от 50 до 190 см³. Питбайки недорогие и надёжные, с простым карбюраторным двигателем и малым весом (около 60–80 кг). Это отличный вариант для начинающих – новички и подростки легко учатся на питбайке, осваивая основы вождения вне дорог. Поездки на таком мотоцикле безопаснее и проще, но при этом он маломощный и предназначен скорее для обучения и любительского катания, чем для серьёзных соревнований.

Мотард (супермото)

Мотард (или супермото) – это мотоцикл на базе эндуро/кросса, приспособленный для асфальтовых треков и улицы. У него обычно узкие дорожные колёса (часто 17 дюймов) и усиленные тормоза, что делает мотард быстрым и манёвренным на асфальте. По сути, это гоночный городской байк: он сочетает в себе невесомость внедорожного мотоцикла и управляемость дорожного. Отмечается, что мотард идеально подходит «как для городских улиц, так и для гоночных треков» При этом многие мотарды не имеют штатной оптики и не сертифицированы для дорог общего пользования, поскольку изначально их делают для трековых гонок.

Другие виды внедорожных мотоциклов

  • Триальные мотоциклы – экстремально лёгкие и минималистичные машины без седла, предназначенные для преодоления сложных препятствий: прыжков, камней, бревен. Они имеют очень мягкую подвеску и низкие передаточные числа, позволяющие передвигаться почти стоя. Это чисто спортивный класс для точного управления, а не для общего использования.
  • Ралли (ралли-эндуро) – специальные эндуро-мотоциклы для длительных гонок через пустыни (например, «Париж – Дакар»). У раллийных байков очень большой объём топлива и мощные двигатели (обычно 450–750 см³), чтобы преодолевать сотни километров без заправки.
  • Классические (ретро) внедорожники – старые модели «эндуро» и «кроссов» прошлого (1970–90-х годов) с карбюраторными моторами и простой конструкцией. Это привлекательные коллекционные мотоциклы для любителей стиля и ностальгии.

Кратко о назначении основных классов: кроссовик – для спорта, эндуро – для бездорожья и не только, триал – для точности, питбайк – для тренировок и юных райдеров, мотард – для улицы и трасс. Знание этих отличий поможет выбрать технику под ваши цели – будь то спорт, приключения или путешествия.

Эндуро или питбайк: что выбрать?

  • Питбайк: очень лёгкий и малокубатурный, удобен для обучения и новичков. Он дешёвый, простой в обслуживании и не страшится падений, но не обеспечивает высокой скорости и мощности. Идеален для развлечений, тренировок и семейных поездок на просёлок.
  • Эндуро: более тяжёлый и мощный вариант внедорожника. Это универсальный мотоцикл для длительного бездорожья – у него более объёмный мотор и установлены фары с сигналами для юридической эксплуатации. Эндуро отлично подойдёт, если вы планируете дальние выезды по бездорожью или даже лёгкий оффроад-туризм.

Выбор между этими классами зависит от опыта и задач: питбайк проще в освоении и дешевле, тогда как эндуро даёт больше возможностей в дорогах вдали от асфальта.

Не можете определиться с выбором?