Эндуро – это мотоциклы, предназначенные для езды по сложному бездорожью. Они традиционно имеют небольшую массу, одно- или двухцилиндровый двигатель и крупноспицованные колёса, что обеспечивает хорошую проходимость вне асфальтированных дорог. Высоко расположенный широкий руль и большой ход подвесок смягчают удары и помогают преодолевать препятствия. При этом двигатели эндуро обычно обладают умеренной мощностью, а выхлоп – достаточно тихий. Основные типичные особенности эндуро-мотоциклов можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Небольшой вес и одно- или двухцилиндровый двигатель.
  • Спицованные колёса (переднее чуть большего диаметра).
  • Высоко расположенный широкий руль.
  • Большой ход подвесок.
  • Невысокая мощность двигателя и тихий звук выхлопа.

В классификации обычно выделяют три основных типа эндуро-мотоциклов. Каждый из них оптимизирован под свой стиль езды и условия: хард-эндуро, софт-эндуро и туристическое эндуро. Ниже рассмотрим отличия этих категорий.

Хард-эндуро

Хард-эндуро — это мотоциклы для экстремальной и спортивной езды по суровому бездорожью. По своим размерам и конструкции они близки к кроссовым мотоциклам (часто на той же базе), но имеют важные отличия. Обычно у хард-эндуро есть фары, электростартер и подножки, что позволяет использовать их не только на трассе, но и в «полевых» условиях. Традиционно такие байки комплектуются двигателями около 250 см³ – этого достаточно для преодоления сложных преград, но при этом техника остаётся манёвренной.

Особенностью хард-эндуро является очень высокий дорожный просвет (около 30 см) и длинные ходы подвесок (до 280–310 мм). Это позволяет без опаски преезжать через крупные камни, бревна и глубокие ямы. В отличие от чисто гоночных кроссовых мотоциклов, у хард-эндуро акцент сделан на низкие и средние обороты двигателя – такая развёртка обеспечивает контроль и тягу при медленных, «каменистых» подъёмах. Благодаря своей конструкции хард-эндуро отлично подходят для суровых эндуро-соревнований и пробегов по максимально сложному бездорожью.

Софт-эндуро

Софт-эндуро (или «двухназначные» эндуро) – это более универсальные мотоциклы, предназначенные для комбинированного использования. Они легко ездят как по бездорожью, так и по шоссе. В отличие от хард-эндуро, софт-эндуро обычно тяжелее (до 120–130 кг) и оснащены более объёмным топливным баком, что увеличивает запас хода для вылазок на природу.

Двигатели софт-эндуро имеют более широкий диапазон кубатур – от примерно 200 до 650 см³. Мощность распределена таким образом, чтобы обеспечивать комфортную езду по асфальту и лёгкое преодоление умеренных просёлков. Подвески у таких мотоциклов, как правило, более «мягкие» и комфортные, чем у хард-эндуро, что удобно на грунтовых дорогах. Также к ключевым характеристикам софт-эндуро относятся полное оборудование для дорожной эксплуатации: спереди и сзади есть габаритные фонари и фара, установлены зеркала заднего вида и чаще всего встроен электростартер. Такая комплектация позволяет использовать мотоцикл и для поездок по лёгкому бездорожью, и для повседневной езды по городским или сельским дорогам.

Туристические эндуро

Туристические эндуро – это тяжёлые мотоциклы, рассчитанные прежде всего на дальние путешествия. Вес такого байка часто превышает 200 кг, что заметно выше легких эндуро-классов. Эти машины комплектуются мощными двигателями – обычно от 600 см³ и выше, хотя встречаются и облегчённые 400-кубовые модели для тех, кому важен компромисс между массой и динамикой.

Клиренс туристического эндуро составляет порядка 25 см. Он несколько ниже, чем у хард- или софт-эндуро, но всё равно достаточен для преодоления ям, ухабов и некачественного асфальта на просёлочных дорогах. Главная цель этих мотоциклов – сочетание скорости на трассе с возможностью лёгкого выезда на грунт, не жертвуя комфортом. Обычно туристическое эндуро оснащается полным комплектом «дальнобойного» оборудования: удобным широким креслом, крупным ветровым стеклом, багажными кофрами и усиленными подвесками. Это даёт возможность с комфортом преодолевать сотни километров за день и брать с собой много груза. Стоит учитывать, что из-за большого веса и габаритов такие мотоциклы менее живые на очень сложных участках бездорожья, но на ровном поле или щебневой грунтовке они не имеют себе равных по стабильности и комфорту.

Заключение

Таким образом, каждый из трёх типов эндуро отвечает за своё применение. Хард-эндуро оптимизирован для экстрима и соревнований в тяжёлых условиях, софт-эндуро — для универсального использования на отдыхе и дороге, а туристическое эндуро — для дальних путешествий с максимальным комфортом. Выбирая эндуро-мотоцикл, важно соотнести его технические характеристики со своим стилем езды и задачами. Ведь, как отмечается, «Эндуро – это мотоцикл, созданный для комфортной езды по шоссе и безумных гонок по бездорожью», то есть объединяющий в себе лучшие качества для любых приключений на двух колёсах.

Не можете определиться с выбором?